Чай фирмы - The Best Guide
На российском рынке представлено большое количество брендов чая и кофе. Есть среди них именитые и не очень, широко известные и знакомые лишь немногим. К сожалению, некоторые из брендов (даже весьма раскрученные) стремятся создать у покупателя иллюзию о своем западном (в подавляющем большинстве случаев английском) происхождении, а подчас — и о премиальности, в то время как на самом деле эти бренды основаны российскими или украинскими бизнесменами. В этой статье речь в основном пойдет именно о таких марках.
Внимание. Несмотря на то, что автор постарался подойти к созданию этой статьи максимально ответственно, не исключено, что в ней может быть представлена некорректная информация: от ошибок никто не застрахован. Содержащаяся в статье информация — это всего лишь личное мнение и личные догадки автора, которые могут быть ошибочными. Автор обязуется по первому требованию исправить неверную информацию в случае приведения неоспоримых доказательств её ошибочности.
Подчеркиваю: наличие бренда в статье не означает, что это оборотень.
Начнём с чайных брендов.
Batik. По всей вероятности, это украинский бренд-оборотень. На своем сайте (только русскоязычном, другого нет) заявляет о том, что был основан в 1824 году на Цейлоне, но в англоязычном интернете информации об этом чайном бренде нет вообще. Продаётся чай Batik, похоже, главным образом в Украине.

Greenfield. Позиционируется как английский чай. На самом деле производится ООО «Орими-трейд» (петербургская чайная компания, выпускающая чай под марками «Принцесса Гита», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и «Принцесса Канди») якобы для английской компании Greenfield Tea LTD. Но даже беглый обзор источников (вот, например) показывает, что компания Greenfield Tea LTD была основана за 2 недели до появления одноименного чая на российских прилавках.

Cамое веселое — это сайт Greenfield на английском языке. Уже одно то, что он зарегистрирован в домене ru (хотя есть и версии в других доменах), говорит о многом. А убогое оформление, отсутствие какой-либо информации о компании и ее истории развеивают оставшиеся подозрения. О Greenfield Tea ничего не знают и в так называемом Чайном совете Соединенного Королевства (Tea Council), о чем можно прочитать, в частности, в любопытной статье журнала Forbes.
Почему же понадобилось идти на подобные ухищрения, выдумывать новую иностранную марку, регистрировать компанию в Британии? Да потому, что россияне не стали бы покупать по таким ценам чай с русским названием. А вот с красивой английской легендой, надписями на английском — пожалуйста, покупают. Чай, кстати, весьма неплохой — на мой взгляд, один из лучших в своем ценовом сегменте. Хороший ассортимент, многообразие упаковок.
Lancaster и Morgan. Эти бренды чая позиционируются как английские. На упаковках написано, что чай изготовлен под контролем некой компании Morgan Family Tea Exchange of London. Однако сайта у этой компании нет; не обладают собственными сайтами и бренды Lancaster и Morgan. В англоязычном интернете информация о чаях Lancaster и Morgan отсутствует, равно как и о компании Morgan Family Tea Exchange of London... точнее, об этой фирме информация встречается, но лишь на сайте для коллекционеров Catawiki, где имеются и страницы с пакетиками чая Greenfield и Tess (а это бренды де-факто не английские).


Riston. Позиционируется как английский премиальный чай. На самом же деле это цейлонский чай, изготавливаемый, по всей видимости, специально для России. С премиальностью ничего общего не имеет, обычный заурядный середнячок. Цены тоже средние. За такие деньги обычно можно найти чай получше.

Некоторая информация о бренде находится и в шри-ланкийском сегменте интернета (домен .lk). Вот, например, есть такая статья. Из нее следует, что в 2011 году цейлонская компания Riston, поставлявшая чай исключительно в Россию, вышла наконец и на цейлонский рынок. А вот еще одна статья. Она повествует о том, что в том же 2011 году компания была вынуждена перенести производство по упаковке чая в Россию из-за роста пошлин на ввоз готового, развешенного чая. Одна фабрика, однако, есть и на Цейлоне.
Из вышеуказанных статей также следует, что практически все сотрудники Riston Tea Group (вероятно, за исключением наемных работников на цейлонской фабрике) — русские, шри-ланкиец — лишь председатель. А из вот этой статьи выясняется, что Riston Tea Group владеет российской компанией Premium Brands LTD (ООО Премиум брендс), которая, кстати, была зарегистрирована в 2004 году. Что первичнее — Riston Tea Group или ООО «Премиум брендс» — определить сложно. Но с уверенностью можно сказать, что Riston не имеет отношения к Англии, что это чай «специально для России», хотя, судя по всему, действительно цейлонский.
GUT, Gutenberg. Есть легенда о том, что этот бренд был якобы основан в Гамбурге в 1873 году Петером Гутенбергом. Однако информации в зарубежном интернете об этой марке чая (и, кстати, кофе) нет никакой. Немцы о ней, похоже, не знают. Сайта на английском/немецком у бренда Gutenberg нет.
Tess. Это еще одно дитя «Орими Трейд». Ничего общего с Англией, как и Greenfield, не имеет. Достаточно набрать «tess tea» в google.com, чтобы убедиться в этом.

Hilltop. Еще один претендент на звание английского чая, да не простого, а премального. Стоит он немало, продается в красивых жестяных коробочках. Качество так себе, своих денег не стоит, это скорее подарочно-сувенирный вариант (особенно «музыкальные шкатулки» с чаем). Простой запрос в google.com «hillltop tea» показывает, что это чисто российский бренд. На сайте компании нет никакой информации об истории. Доказательства английского происхождения и премиальности тоже отсутствуют.




TET. Сайт на английском языке имеется, но в англоязычном разделе можно встретить русские тексты. Домен зарегистрирован на вроде бы английскую компанию, но контактное лицо — явно не англичанин, а русский или украинец (см. тут). Информации в англоязычном интернете о чае ТЕТ очень мало. Следует заметить при этом, что он продаётся в Польше.

Теперь перейдем к брендам-оборотням в мире кофе.
Milagro. С испанского переводится как «чудо». Позиционируется, однако, как немецкий кофе, сделанный в Германии. Зарегистрирована компания, похоже, в Соединенном Королевстве (прямо все в кучу собрали), производство — главным образом в России. Сам владелец компании якобы говорил, что иностранное название и легенда выбраны из-за того, что у российских потребителей нет доверия к отечественным брендам.

История на сайте компании довольно мутная. Упоминаемая компания Deutsche Extrakt Kaffee на своем сайте о бренде Milagro умалчивает полностью. Milagro Food Industries вообще, похоже, собственным сайтом не обладает, зарегистрирована же в Соединенном Королевстве в 1998 году — вот доказательство.
Kaffa. Тоже «оборотень». Kaffa — это название провинции восточной Африки, где, по легенде, впервые появился напиток кофе. Происхождение компании — чисто российское. Кофе производится на заводах в Подмосковье. В зарубежном интернете упоминаний о таком бренде нет вообще. Есть такая кофейня в Соединенных Штатах — Kaffa, возможно, что название позаимствовали у нее.

Jardin. Еще одна марка на редкость плодотворной в области брендостроительства компании «Орими Трейд». В общем-то, об этом говорится и на официальном сайте Jardin. Однако там же есть слова о том, что кофе это якобы производится по заказу швейцарской компании. На самом же деле к Швейцарии Jardin имеет такое же отношение, как Greenfield к Англии.
Bushido, Egoiste, ELZA, Grandos, Today, Tibet’s Herbs. Все эти бренды кофе принадлежат российской компании Hors (Хорсъ), о чем она заявляет на своем англоязычном сайте (см. здесь). Её выдают несколько деталей: отсутствие телефона на англоязычном сайте (на русскоязычном он есть), наличие в портфолио бренда «Москофе», создание сайта студией Артемия Лебедева, отсутствие на англоязычном сайте информации о представленности брендов в торговых сетях (на российском сайте она есть). При этом стоит заметить, что кофе некоторых марок компании Hors вполне может производиться в Европе (как говорится, одно другому не мешает).
Разумеется, есть на нашем рынке и настоящие европейские бренды чая и кофе. Примеры: Twinings (Англия; у нас продает очень посредственный чай по высокой цене), Akbar (Шри-Ланка; чай средненький, цены средние), Milford (Германия; средние цены, посредственное качество), Lipton (бренд англо-голландской компании Unilever; цены выше средних, качество в основном среднее и оставляет желать лучшего), Nescafe (бренд швейцарской компании Nestle) и другие.
Tweet